После работы и периода творчества в Италии, по прошествии четырех лет, Бизе возвращается в Париж и с новыми силами посвящает себя написанию музыки. К этому времени относятся такие его произведения, как оперы «Искатели жемчуга» и «Пертская красавица», «Джамиле», пьеса «Арлезианка». Несмотря на богатый колорит, музыкальную выразительность, трепетную поэтичность, рельефную драматургию этих произведений, они не были по достоинству оценены современниками Бизе и при постановке на сцене потерпели незаслуженное фиаско. Однако французский композитор не сдался и продолжил творить.
Такое упорство и вера в собственные силы не заставили ждать результатов. Лучшие творческие принципы, художественные и эстетические находки, композитор воплотил в центральном своём произведении – опере «Кармен», работу над которой начал в 1873 году и трудился ещё два года. Однако и это произведение – вершина творчества Бизе – потерпело неудачу на премьере. Раздосадованный композитор не выдержал такого потрясения и скончался от сердечного приступа. Однако, понимающие толк в музыке люди ещё тогда пророчили успех этому выдающемуся музыкальному произведению, которое явило собой одну из страниц развития французского музыкального театра. Так и произошло: начиная с 1800 года опера «Кармен» стала одной из наиболее популярных опер в мире. Своей сильными образами, глубокими переживаниями и страданиями, насыщенностью портретов, искренностью и завораживающей музыкой она продолжает покорять сердца миллионов слушателей и сегодня.
За свою недолгую, но насыщенную творческую жизнь Бизе успел создать 14 опер, 13 оперетт, а также несколько романсов, оркестровых произведений, фортепианных пьес. Демонстрируя в них собственную оригинальную манеру, воплощая подлинные чувства, страстно эксплуатируя драматургию, Бизе по праву может считаться одним из родоначальников французского романтизма в музыке.