Уже в раннем возрасте Александр Бородин обнаруживает в себе интерес к музыке и химии. И если вторая стала делом всей его жизни, то первая – оказалась увлечением, однако не менее серьёзным. Своё первое музыкальное произведение Бородин создал в возрасте девяти лет, это была полька. Музыкальная одаренность мальчика проявилась и при его обучении игре на фортепиано, флейте, виолончели. Серьёзным шагом вперед стало сочинение собственного концерта для фортепиано и флейты в 1846 году.
Однако получение высшего образования, занятия наукой, медицинские исследования, командировки в Германию для углубления познаний в области химии приостановили музыкальное развитие Бородина. Интерес к композиции у него возрождается после встречи со своей будущей женой, которая была талантливой пианисткой и имела замечательный музыкальный слух. Однако работу над своими камерно-инструментальными ансамблями и фортепианными пьесами вынужден был скрывать, потому как неоднократно наталкивался на непонимание коллег-ученых.
После возвращения в Россию Бородин знакомится с Балакиревым и входит в его кружок. Это обстоятельство и определило эстетическую направленность музыкальных произведений Бородина: они страстны и в то же время уравновешены, мужественны и героичны. В них – свободолюбие и величие духа русского народа, любовь к родине, патриотизм.
Первая симфония Александра Бородина, созданная им в 1867 году, положила начало не только эпическому направлению творчества самого композитора, но и всего русского симфонизма. Однако непоследовательные и несистематичные занятия музыкой, недостаточное внимание к этому ремеслу привели к тому, что творческое наследие Бородина как композитора оказалось не велико. В то же время благодаря врожденному дарованию его произведения занимают одно из важнейших мест в истории русской классики.
Наиболее выдающееся произведение Бородина – это опера «Князь Игорь». Над этим монументальным произведением композитор работал около восемнадцати лет, но так и не закончил его. Впоследствии оно было доработано такими композиторами, как А. Глазунов и Н. Римский-Корсаков, и поставлено на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1890 году. Премьера пользовалась огромным успехом и была признана шедевром русского оперного искусства. «Князь Игорь», как и подавляющее большинство музыкальных произведений Александра Бородина, проникнуто эпичностью, эмоциональной драматургией, оригинальностью образов в сочетании с классическими формами, - за что композитор и получил своё признание.