Гуно, Шарль

Гуно, Шарль

Gounod Charles

(1818 – 1893)

Французский композитор, основоположник жанра лирической оперы в французском музыкальном искусстве, музыкальный критик, общественный деятель. Родился п Париже в творческой семье: мать мальчика была учительницей музыки, а отец – художником. Неудивительно, что ещё с ранних лет проснулась тяга Шарля Франсуа к занятиям музыкой, её изучению и сочинительству. В школьные годы мальчик учится пению и начинает сочинять свои первые произведения. Уже тогда определились и музыкальные вкусы будущего композитора: он глубоко ценит музыкальные произведения Р. Шумана, Ф. Мендельсона, но в особенности В. Моцарта. Успешная учеба в музыкальном лицее определила дальнейший путь Гуно: в возрасте двадцати лет он становится студентом консерватории в Париже. Яркое дарование Гуно было замечено не только его наставниками – Ф. Паэро и Ф. Галеви – но также и публикой, и критиками. Уже через год Гуно пишет достаточно успешное произведение – кантату «Фернан», - за которую получает престижную Римскую премию. Стипендия, вырученная за премию, позволила начинающему композитору провести несколько лет на стажировке сначала в Италии, затем в Германии и Вене.

В период своих путешествий, в том числе и творческих, Гуно разочаровывается в оперном искусстве и обращается к созданию церковных произведений. По возвращении на родину, он устраивается органистом в церковь Иностранных миссий. Под влиянием Доминиканского ордена усиливаются религиозные настроения Гуно, он даже помышляет вовсе отказаться от композиторской деятельности и принять духовный сан. Однако музыкальное начало в нём победило, хотя и оставив серьёзный отпечаток внутренней борьбы. Скорее всего, именно поэтому последующие произведения композитора отличаются излишней мелодраматичностью, нервозностью, вычурностью и неровностью стиля. Он снова обращается к жанру оперы, однако до середины 50-х годов 19 века его произведения не имели успеха у публики.

Вследствие этого Гуно отдается общественной деятельности: работает директором «Орфеона» - парижской музыкально просветительской организации, а также руководителем классов по пению в некоторых школах Парижа. Удрученный провалом своих произведений, Гуно оказывается на грани психического срыва, однако, преодолев себя, снова берется за сочинительство, причем работает много и плодотворно. Результатом его упорного труда явился «Лекарь поневоле» - опера, выполненная в комической манере. Ей премьера состоялась в Лирическом театре в 1858 году и была хорошо принята публикой. Это было первое произведение, в котором проявились новаторские черты композиторского стиля Гуно: он использует живые образы, комичный сюжет, часто обращается к строю бытового романса. В полной мере все эти качества проявились в наиболее выдающемся сочинении Гуно – опере «Фауст». Композитор по-своему переосмыслил сюжет и расставил акценты, обрамив в непривычные для того времени лирико-драматические музыкальные формы, поэтому на премьере произведение было воспринято неоднозначно. Однако со временем опера очень полюбилась публике и ещё несколько тысяч раз ставилась на сценах лучших театров мира. В последние годы жизни Гуно снова погружается в духовный кризис, отходит от театра и погружается в создание духовных произведений, однако они не были столь значительны, как оперные.

Показать
 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА