Через некоторое время Бетховен перебирается в Вену, где совершенствуется как композитор, консультируясь с такими известными музыкантами того времени, как Сальери, Фёрстер, Шенк, Альбрехтсбергер и другими. Сразу же Бетховен становится известным в Вене пианистом, горячо любимым публикой, даже несмотря на свою нетрадиционную манеру смешивать крайние регистры, соединять противоположности, играть контрастами и стремление к свободной вариации. К этому периоду относятся «Патетическая», «Лунная» и «Четырнадцатая» сонаты, а также несколько концертов для фортепиано, сонат для скрипки и квартетов, кроме того балет «Творения Прометея», Первая и Вторая Симфонии и другие камерные произведения.
В 1796 году Бетховен узнает о неизлечимой болезни внутреннего уха, его слух слабнет. Однако это обстоятельство не помешало выдающемуся композитору создать свои наиболее шикарные произведения – оперу «Фиделио», вокальный цикл «К далекой возлюбленной», а также Симфония №9 с хором и «Торжественную мессу». К этому времени Бетховен стал настолько популярным, что ни один зал не мог вместить желающих насладиться его творчеством. По признанию современником музыка Бетховена обладала особой чарующей экспрессией, глубокой проникновенностью, но в то же время мелодичностью и лиричностью. Слава этого выдающегося композитора была настолько велика, что даже государственные власти, которые с особой настороженностью относились к музыканту за его откровенные, критически настроенные взгляды в отношении Наполеона Бонапарта, не смели нанести ему вред.
Раскрытие величайшего таланта композитора реализовалось в последней, третьей сонате, которую Бетховен именовал «Героической». Здесь продемонстрирована вся зрелость стиля и музыкальная философия Бетховена, благодаря которым он и заработал бессмертную славу.
Умер композитор так, возможно, и не создав всего, к чему имел призвание. Взяв на попечительство своего племянника, Бетховен в большой степени навредил своему здоровью: от серьёзных переживаний он заболел, и в 1827 году скончался.